Большевики и коммунисты в чем разница

Определение большевиков, их политические цели и задачи Большевиками считались представители Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП),

Определение большевиков, их политические цели и задачи

Большевиками считались представители Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), которые выступали за радикальный вариант смены власти в стране путём вооружённого переворота или проведения террористических мероприятий. Своё название они получили после II съезда партии, на котором формировался устав РСДРП как представители большей части движения, выступающие за радикальную смену власти в стране.

Главной политической целью большевиков, а в последующем и коммунистов стало свержение монархического строя в России путём вооружённой борьбы и установление власти советов – рабочих и пролетариата. Представители этой группы не считались с законами Российской империи и не собирались идти на уступки царскому, а в последующем, после Февральской революции, и Временному правительству.

II съезд РСДРП и образование большевиков и меньшевиков как фракций (1903)

Раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков произошёл на втором съезде партии, который состоялся в 1903 году сначала в Брюсселе, а потом в Лондоне. На этом съезде выделились две главные группы делегатов. Лидером одной из них был Ленин, другой — Мартов.

Идейные разногласия между сторониками Ленина и сторонниками Мартова касались 4 вопросов. Первым был вопрос о включении в программу партии требования диктатуры пролетариата. Сторонники Ленина были за включение этого требования, сторонники Мартова — против. Вторым вопросом было включение в программу партии требований по аграрному вопросу. Сторонники Ленина были за включение этих требований в программу, сторонники Мартова против включения. Часть сторонников Мартова (польские социал-демократы и Бунд) кроме того требовала исключить из программы требование права наций на самоопределение. Кроме того, меньшевики выступали против того, что каждый член партии должен быть членом какой-либо из её организаций. Они желали создать менее жесткую партию, члены которой могли бы сами объявлять себя таковыми и участвовать в партийной работе по собственному желанию. В вопросах, касавшихся программы партии, победу одержали сторонники Ленина, в вопросе о членстве в организациях — сторонники Мартова.

На выборы в руководящие органы партии (ЦК и редакцию «Искры») сторонники Ленина получили большинство, а сторонники Мартова — меньшинство. Отчего первые стали именоваться большевиками, а вторые меньшевиками. Получить большинство сторонникам Ленина помогло то, что некоторые делегаты покинули съезд. Это были представители Бунда сделавшие это в знак протеста против того, что Бунд не был признан единственным представителем еврейских рабочих в России. Ещё два делегата ушли со съезда из-за разногласий по поводу признания заграничного союза «экономистов» (течения, считавшего, что рабочие должны ограничиться лишь профсоюзной, экономической борьбой с капиталистами), представителем партии за границей.

После II съезда и до окончательного раскола с меньшевиками (1903—1912)

Меньшевики однако не оставили мысли захватить руководство партией. С этой целью они создали т. н. Бюро меньшинства, подменившее для них центральный комитет.

Меньшевикам удалось добиться известных успехов. Из-за разногласий между Лениным и первоначально примыкавшим к большевикам Плехановым по вопросу о составе редакции «Искры», им удалось захватить центральный орган партии. Затем (из-за перехода на их сторону Плеханова, а также и ещё двух большевиков: Красина и Носкова) они захватили и большинство в ЦК.

Ленин отреагировал на это выпуском работы «Шаг вперед, два шага назад», где разоблачил взгляды меньшевиков на устройство партии и дал учение о партии как о передовом, наиболее сознательном отряде рабочего класса, а фракция большевиков в целом подготовкой 3-его съезда РСДРП, на котором она надеялась свергнуть променьшевистский ЦК, и созданием особого большевистского органа — газеты «Вперед».

В условиях начала Революции 1905 года прошли в январе 1905 года III съезд РСДРП (на котором присутствовали только большевики из-за ухода девяти меньшевистских делегатов, которые оказавшись в меньшинстве объявили съезд фракционным) и Конференция в Женеве (на которой присутствовали только меньшевики).

Основных различий в линиях III съезда и конференции было два. Первым различием был взгляд на то, кто является движущей силой революции в России. По мнению большевиков такой силой являлся пролетариат — единственный класс, которому выгодно полное свержение самодержавия. Буржуазия же заинтересована в сохранении остатков самодержавия для его использования в подавлении рабочего движения. Из этого следовали некоторые различия в тактике. Во-первых, большевики стояли за строгое отделение рабочего движения от буржуазного, так как считали, что их объединение под главенство либеральной буружазии облегчит ей предательство революции. Главной его целью они считали подготовку вооруженного восстания, которое должно привести к власти временное революционное правительство, созывающее затем Учредительное собрание для установления республики. Более того они считали руководимое пролетариатом вооруженное восстание единственным способом получить такое правительство. Меньшевики не были с этим согласны. Они считали, что Учредительное собрание можно созвать и мирным путем, например, решением законодательного органа (хотя и не отвергали и его созыв после вооруженного восстания). Вооруженное восстание они считали целесообразным только в случае крайне маловероятной тогда революции в Европе.

Различались и желаемые крыльями партии исходы революции. Если меньшевики были готовы удовлетворится как наилучшим исходом и обычной буржуазной республикой, то большевики выдвинули лозунг «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства», особого наиболее высокого типа парламентарной республики, в которой не ликвидированы ещё капиталистические отношения, но буржуазия уже оттеснена от политической власти.

Со времен III съезда и Конференции в Женеве большевики и меньшевики фактически становятся отдельными партиями, хотя формально этот раскол будет оформлен много позднее.

В Революции 1905 года их различия проявились ещё неярко, но уже было заметно, что все основные радикально-революционные действия (в частности, организация нескольких вооруженных восстаний, хотя в них участвовали и меньшевики) осуществляются под руководством и по инициативе большевиков, меньшевики же следуют как бы «в прицепе», неохотно соглашаясь на радикальные действия. При первой же возможности они готовы оставить революцию и перейти к парламентской болтовне. В частности они были против бойкота булыгинской законосовещательной думы, помешавший её появлению, и приветствовали думу закоонодательную, виттевскую, которую надеялась революционизировать и привести к идее Учредительного собрания.

Раскол ещё не воспринимался как нечто естественное, и IV («Объединительный») съезд в апреле 1906 года формально его ликвидировал.

Меньшевики составляли на этом съезде большинство. Практически по всем вопросам съезд принял отражавшие их линию, однако большевики сумели провести решение о замене мартовской формулировки первого параграфа устава партии ленинской.

На этом же съезде встал вопрос об аграрной программе. Большевики выступали за передачу земли в собственность государства, которое предавало бы его крестьянам в безвозмездное пользование (национализация), меньшевики — за передачу земли органам местного самоуправления, которые бы сдавали её крестьянам в аренду (муниципализация). Съезд принял меньшевистский вариант программы.

Нерешительные действия меньшевистского ЦК, избранного на IV съезде позволил большевикам на V съезде РСДРП взять реванш, получить преобладание в ЦК и провалить предложения меньшевиков о проведении «рабочего съезда», на котором присутсвовали бы социал-демократы, эсеры и анархисты, и о нейтральности профсоюзов, то есть о том, что профсоюзы не должны вести политическую борьбу.

Начиная с 1907 г. меньшевики встали на путь превращения РСДРП в чисто легальную, парламентскую партию и ликвидации её нелегальных организаций. Большевики назвали это «ликвидаторством». Фактическим союзником «ликвидаторов» была группа Троцкого, стоявшая на линии примирения двух крыльев партии, что фактически постоянно приводило Троцкого к прямому противостоянию с главным сторонником продолжения жесткой фракционной борьбы — Лениным.

От большевиков откололось левацкое крыло (т. н. «отзовисты»), требовавшее применения только нелегальных методов работы и отзыва социал-демократической фракции в Государственной Думе (лидером этой группы был Богданов). К ним примыкали «ультиматисты», требовавшие предъявления фракции ультиматума и роспуска её в случае невыполнения этого ультиматума (их лидером был Алексинский). Постепенно эти фракции сплотились в группу «Вперед». Внутри этой группы развился ряд антимарксистских по своей сути течений, самым ярким из которых было богостроительство, то есть обожествление народных масс и трактовка марксизма как новой религии, проповедовавшаяся Луначарским.

Наиболее болезненный удар противники большевиков нанесли им в 1910 году, на пленуме ЦК РСДРП. Из-за примирительской позиции представлявших на пленуме большевиков Зиновьева и Каменева, а также дипломатических усилий Троцкого, получившего за них субсидию на издание своей «нефракционной» газеты «Правда» (с легальным органом РСДРП(б) не имеет ничего общего), пленум принял крайне невыгодное для большевиков решение. Он постановил, что большевики должны распустить Большевистский центр, что все фрикционные периодические издания должны быть закрыты, что большевики должны выплатить якобы украденную ими у партии сумму в несколько сотен тысяч рублей.

Большевики решения пленума в основном выполнили. Что же касается ликвидаторов, то их органы, под разными предлогами, продолжали выходить как ни в чём не бывало.

Ленин понял, что полноценная борьба с ликвидаторами в рамках одной партии невозможна и решил перевести борьбу с ними в форму открытой борьбы между партиями. Он организует ряд чисто большевистских совещаний, принявших решение об организации общепартийной конференции.

Такая конференция была проведена в январе в 1912 в Праге. Все делегаты на ней, кроме двух меньшевиков-партийцев, были большевиками. Противники большевиков впоследствии утверждали, что это следствие специального отбора делегатов большевистскими агентами. Конференция исключила из партии меньшевиков-ликвидаторов и создала РСДРП(б).

Меньшевики организовали в противовес пражской конференцию в Вене в августе того же года. Венская конференция осудила пражскую и создала довольно лоскутное образование, именуемое в советских источниках Августовским блоком.

Сходства между большевиками и меньшевиками

Несмотря на практические расхождения в методах ведения борьбы идеологически у фракций имелись определенные сходства, которые выражались в:

  • Конечной цели установления на территории страны власти рабочих и передачи исполнительной власти в руки советов;
  • Обустройства государства после захвата или передачи власти в руки партии;
  • Организации пропагандистской работы на местах среди новых членов партии;
  • Организации политических ячеек и преимущественное ведение политической деятельности вне пределов России.

Несмотря на наличие идеологического сходства на протяжении существования двух фракций их представители оставались непримиримыми соперниками, а после Февральской революции 1917 года открыто враждовали друг с другом.

От образования РСДРП(б) и до Октябрьской революции (1912—1917)

После образования РСДРП(б) как отдельной партии большевики продолжают как легальную, так и нелегальную работу, проводившуюся ими раньше и делают это довольно успешно. Им удается создать в России сеть нелегальных организаций, которая несмотря на огромное количество засылаемых правительством провокаторов (даже в ЦК РСДРП(б) был избран провокатор Роман Малиновский) вела агитационную и пропагандистскую работу и внедряла агентов большевиков в легальные рабочие организации. Им удается наладить выпуск в России легальной рабочей газеты «Правда». Также большевики участвовали в выборах в IV Государственную думу и получили на них 6 из 9 мест от рабочей курии. Всё это показывает, что среди рабочих России большевики были наиболее популярной партией.

Первая мировая война усилила репрессии правительства. В июле 1914 года закрыта «Правда». В ноябре того же года разгромлена фракция большевиков в Государственной думе. Громились и нелегальные организации.

Запрет легальной деятельности РСДРП(б) в годы Первой мировой войны был вызван её так называемой «пораженческой» позицией, то есть, открытой агитацией за поражение самодержавной России, пропагандой приоритета классовой борьбы перед межнациональной (лозунг «превращения войны империалистической в войну гражданскую»).

В результате, до весны 1917 г. влияние РСДРП(б) в России было незначительным. В России они вели революционную пропаганду среди солдат и рабочих, выпустили более 2-х миллионов экземпляров антивоенных листовок. За границей большевики приняли участие в Циммервальдской и Кинтальской конференциях социалистических партий, принявших резолюции о необходимости революционной работы в период войны, о недопустимости для социалистов поддержания «классового мира» с буржуазией. На этих конференциях большевики возглавили группу наиболее последовательных интернационалистов — Циммервальдскую левую.

Раскол

Раскол партии РСДРП на две соперничающие фракции произошёл уже на II съезде в Брюсселе в 1903 году. Камнем преткновения стало утверждение устава партии, а также принцип и идеология приёма новых членов. Меньшевики выступали за упрощённую процедуру приёма, в партию могли вступить не радикальные представители, которые боролись бы за власть трудящихся законными выборными методами.

Большевики выступали за радикальный вариант вооружённой борьбы и распространения террора в народные массы, а приём в партию осуществлялся бы через жёсткий отбор кандидатов. Раскол не был официально закреплён документально, большая часть членов партии придерживалась радикальных взглядов и тем самым получила название большевиков.

Различия между большевиками и меньшевиками

Главное отличие фракций между собой заключалось в ведении борьбы за получение власти:

Меньшевики придерживались менее радикального метода ведения борьбы. Законное изменение положения включало в себя проведение выборных кампаний, ведения идеологической пропаганды среди народных масс населения, а также политическую борьбу в соответствии с законами России;

Большевики придерживались радикального варианта ведения борьбы за власть. Не исключался массовый террор в отношении представителей правительства, угрозы, шантаж и подкуп действующих представителей власти. В партию принимались лишь идеологически верные представители, которые были готовы действовать в соответствии с такой идеологией.

Такие противоречия не могли не привести к открытой вражде между фракциями, которая впоследствии привела к массовым репрессиям в отношении меньшевиков, политическим преследования, расстрелам и тюремным срокам после становления СССР в 1922 году и окончательной победы коммунистической партии в борьбе за власть.

После Октябрьской революции

Октябрьская революция и Гражданская война уничтожили всех противников большевиков как самостоятельные политические силы. Это превратило сам термин «большевик» из ясного обозначения сторонника определенной политики в политический ярлык, всё более терявший смысл. Слово «большевиков» в скобках сохранялось в названии коммунистической партии до 1952 года, когда XIX съезд переименовал партию, называвшуюся к тому времени ВКП(б), в КПСС. Троцкий и его сторонники использовали самоназвание «большевики-ленинцы». В современной публицистике и политологии используется термин «большевизм».

Разногласия

После съезда в 1903 году разногласия между представителями партии лишь усиливались, своего апогея накал вражды достиг после Февральской революции, когда меньшевики получили 5 мест в новом правительстве и декларировали демократические преобразования. Тем самым большевики оказались фактически отстранены от власти, не были допущены в органы управления Петроградского совета рабочих и не имели большого политического влияния на процессы в стране.

Ссылки

  • Александр Рабинович «Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде»
  • Николай Дружинин «О трёх участницах революционной борьбы»
  • Мартемьян Рютин «Сталин и кризис пролетарской диктатуры»
  • Октябрьская революция: главное событие XX века или трагическая ошибка?

Программа

Политическая программа фракций напрямую исходила из целей и задач, а также из методов достижения прихода к власти. Меньшевики декларировали создание политических ячеек на выборной демократической основе путём прихода к власти через выборы или создания собственной нормативной законодательной базы через органы временного правительства.

Большевики не принимали законные методы прихода к власти, не соглашались на ведение переговоров с представителями какого-либо правительства. Их программа включала в себя создание революционных органов управления, преимущественно под управлением представителей пролетариата и классово верных членов партии.

См. также

  • Ленин, Владимир Ильич
  • Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков
  • Революционный коммунистический союз молодёжи (большевиков)

Wikimedia Foundation. 2010.

Методы борьбы

Для большевиков эффективным способом борьбы было проведение террористических актов, физическое уничтожение одиозных и законных представителей режима. Конечной целью являлся захват власти путём вооружённой революции и установление законного режима правящего класса пролетариата. При этом большевики не считали возможным объединение с классово неверными политическими объединениями.

Меньшевики придерживались менее радикальных способов борьбы и считали вполне возможным способом прихода к власти демократические выборы, возможные союзы с буржуазными политическими силами.

Лидеры

Лидером фракции меньшевиков являлся Ю. О. Мартов, видный идеолог и один из создателей РСДРП. Именно Мартов выступал противником радикального метода ведения политической борьбы, и принимал участие в деятельности Петроградского совета рабочих депутатов. Являясь сторонником демократических преобразований, недооценил влияние большевиков и эффективность методов ведения вооружённой борьбы.

Лидером большевиков являлся В.И. Ленин, который после прихода к власти советов стал фактически главой созданного советского государства. В период противостояния не считал меньшевиков опасной силой и не применял репрессивных методов в отношении конкурирующей фракции.

Историческое значение партий в политической жизни России

Впоследствии большевики посредством революции полностью захватили власть в стране, в 1922 году был создан СССР и закреплена руководящая роль партии. Меньшевики проиграли политическую борьбу и впоследствии в отношении представителей фракции проводились репрессии вплоть до физического устранения и назначения тюремных сроков.

Идеология меньшевиков была признана крамольной, запрещена для распространения и осуждена видными идеологическими представителями коммунистической партии.

Читал Шульгина, наткнулся на один диалог. суть его в том, что большевики сильно обижались, когда их называли коммунистами и сами считали коммунистов тварями.

81040_42.jpg

Коммунизмом – это конечная цель. Общественный сторй живущий по формуле – «Каждому по потребностям – от каждого по способностям».

Большевизм – это путь к цели. Можно сказать программа КомПартии. Кстати путь был проложен через ДИКТАТУРУ пролетариата.

В 30-ые годы прошлого века, те кто делал революцию своими руками, гордо называли себя «старый большевик».

Их сильно раздрожала растущая как на дрожжах пена партийной номенклатуры, которая ни разу винтовку вместо ложки в руки не брала.

Номенклатура, за простые праведные слова, жестоко им отомстила.

Собрала старых коммунистов-большевиков в кучу и отправила в архипелаг «Гулаг».

Там старые большевики и растворились – в кислоте истории.

Без сомнения, старые комунисты – понОсили коммунистов новых, самыми грязными словами.

Термины большевик, меньшевик появились после раскола социал демократов.

Большевистскую ветвь позднее назвали Коммунистической партией.

7645_42.jpg

Вспомнил старый добрый фильм «Чапаев», где крестьянин, не без лукавства, спрашивает Чапаева:

819d2bcee8322cb17d7a2f2eb2a3da87.png

То есть, Чапаев не различал тонких различий между этими терминами, а сражался за идею. И он нашелся, ответил:

a62f25509b72a1d64c416a693ac473ba.png

И тут его комиссар Фурманов решил «подколоть»:

a8a604aaec3d043e39b745c508eee52e.png

Этот короткий диалог отвечает на ваш вопрос. Для людей во время революции не так важна была терминология, люди шли за Лениным, боролись за мир, идеи справедливости, против власти капитала.

Обратимся к академическим и справочным изданиям:

большевизм – это наиболее решительное, революционное политическое течение в марксизме, ставящее целью свержение власти капитала путем социалистической революции во всем мире (уничтожение частной собственности на средства производства), установление диктатуры пролетариата для полного уничтожения капиталистических отношений, замене их сначала социалистическими отношениями, а затем – коммунистическими.

Слово «большевизм» стало международным -«Bolshevism» – «strategy of the Bolsheviks between 1903 and 1917» (политика большевиков в период 1903-1917), второе его значение – «Soviet Communism» (Советский коммунизм).

Термин коммунизм имеет два основных значения:

– это большевизм эпохи мировой пролетарской революции,

– в марксизме это гипотетический общественный строй, основанный на общественной собственности на средства производства и социальном равенстве.

То есть во многом понятия «большевизм» и «коммунизм» (в 1-м значении) совпадают. Но есть и отличия: к какому периоду относится термин.

После смерти В.И.Ленина в ВКП(б) развернулась ожесточенная борьба за власть. Возник конфликт между «старыми большевиками-ленинцами» и «коммунистами», сплотившимися вокруг Сталина. Этот конфликт привел к расколу в ВКП(б). Победу в этой борьбе одержал И.В.Сталин, взявший курс на построение социализма в отдельно взятой стране, а «старые большевики» были репрессированы.

38204111_1550692025035140_1772677953910472704_o.jpg

Коммунизм – понятие многозначное и разные школы его представляют по-разному. Существует небольшевистский или даже антибольшевистский коммунизм – от Петра Кропоткина до Отто Рюле. В начале 20 столетия и до 1917 года все или почти все, кто называл себя коммунистами в мире – были анархистами, сторонниками анархо-коммунистических идей Кропоткина, то есть, представления о том, что ассоциации работников должны свергнуть систему, построить безгосударственное общество в котором не будет наемного труда и государства, и в котором все общественные и экономические вопросы будут решать ассоциации самоуправляющихся коллективов работников и жителей. При этом, они будут планировать производство снизу, согласно потребностям населения, исходя из принципа «от каждого по способностям, каждому по его потребностям, исходят из экономических возможностей общества».

Примером детальной разработки анархо-коммунистической общественной системы стала Сарагосская программа испанских анархистов, принятая в 1936 г на конгрессе объединения испанских анархистов CNT, в котором состояло около миллиона человек.

Вообще существовало множество течений коммунизма, не имевших никакого отношения к марксизму. Например знаменитый поэт Артюр Рембо был автором «Коммунистической конституции Франции», написанной в ходе восстания Парижской Коммуной в 1871 г в ополчении которой он сражался – этот документ был близко к анархистскому пониманию коммунизма.

Сама российская марксистская партия большевиков стала называть себя коммунистической лишь в 1918 г. Однако, не все марксисты разделяли и разделяют большевистское виденье пути к коммунизма. С точки зрения марксистского революционера, Отто Рюле, как и с точки зрения части анархистов, борьба за коммунизм ведется автономными ассоциациями работников, созданными еще в условиях капитализма и использующими тактику прямого (самоуправного) действия. Что же касается большевизма, Рюле считал его явлением, близким к фашизму. Рюле был лидером приблизительно 80 тысяч немецких революционных работников в начале 1920х гг. Он не любил капитализм, но к большевизму относился крайне плохо. Его работа «Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма» – доступна в сети. Примерно так же рассуждал анархо-коммуниcт соратник Махно и участник махновского восстания, Всеволод Волин, написавший работу «Красный фашизм». Но почему они так думали?

Большевизм – это идея тотального государства, это тоталитаризм, в котором личность и общество полностью поглощены бюрократией и эта государственная бюрократия руководит всем. Государственный аппарат управляет фабриками-заводами-газетами-пароходами, присваивает себе результаты коллективного труда работников и объясняет им как жить и зачем, а недовольных ликвидирует. Другое дело, что некоторые люди одновременно верили то, что из подобного существования, т.е. фактически из ада, почему-то вдруг должен появиться рай – мир без государства, без наемного труда, без угнетения, управляемый. да, добровольными ассоциациями работников, да еще и мир материального изобилия. (Правда тут нужно сказать, что и большевистские представления о финальной цели борьбы, о коммунизме, могли все же сильно отличаться от анархистских).

Мечта не реализовалась и не могла. Из адских миров рай не исходит, но вот свои адские миры они вполне могли себе построить. Разумеется, сами они стали их жертвой, но это, как раз, ожидаемо. Их увлеченность служила злу, если понимать под последним рабство и несвободу. Более того, оказалось, что даже эффективную экономику «как в капиталистической Америке» нельзя построить таким способом. Лучше они были бы увлечены чем-то другим. картины бы писали, за девушками бы ухаживали и все такое. с той же увлеченностью. Но остается вопрос – в чем был смысл отвратительного жертвоприношения этих людей.

Таким образом, когда вы слышите слово «коммунизм», не следует думать, что речь идет непременно о большевизме, учении Ленина и учении Сталина. Речь может идти о совершенно разных вещах. Важен контекст.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: