Как пользоваться инженерным калькулятором: 10 шагов

Рассмотрим, что означают кнопки-функции самых простых калькуляторов и бухгалтерских (в качестве примера возьмем кнопки калькулятора Citizen).

Простейшие калькуляторы

Неотъемлемая часть любой вычислительной техники, работающей с числами – клавиши для ввода цифр. Поэтому кнопки от «0» до «9» в представлении не нуждаются.

Операторы основных математических операций, такие как умножение («*» или «×»), деление («/» или «÷»), сложение («+»), вычитание («-») и сравнение («=») знакомы по урокам математики.

Не должны вызвать проблем и операторы «квадратный корень от числа» («√»), квадрат числа («x2»), а также часть целого («1/x», единица делится на отображаемое значение).

Однако, с виду простой оператор % оказывается на деле сложен в использовании.

Если набрать любое число и нажать %, значение обнулится. И верно, ведь 1% — это одна сотая доля от какого-либо числа, а значит, требуемую к вычислению долю/часть необходимо дополнительно задать.

Например:

100+10%=110, ведь 10% от предыдущего числа (от 100) – это 10, а 100+10=110.
Аналогичные процедуры можно производить и с другими математическими операциями («-«, «/», «*»).

Советы

  • Расположение функций по кнопкам зависит от модели научного калькулятора. Поэтому найдите время, чтобы ознакомиться с калькулятором. Почитайте инструкцию, если не можете найти определенную функцию.

Инженерный калькулятор: инструкция.

На данной странице находится лучший инженерный калькулятор онлайн. Он предназначен для решения инженерных, научных и других математических задач. Вы можете пользоваться им бесплатно и без регистрации. Этот калькулятор будет полезен инженерам, строителям, ученым, математикам, школьникам, студентам, аспирантам и экономистам. Он поможет вычислить синус и косинус, тангенс и котангенс, возвести число  в квадрат, в степень или  решить логарифм.

Управление: мышь / клавиатура (в т.ч. «Backspace», «Del» и «Enter»).

Расшифровка стандартных кнопок:

«M+» — добавить число в память (либо прибавить к тому, которое уже в памяти).

«M-» — вычесть число, которое на экране из числа, которое в памяти.

«MR» — вывести число из памяти на экран.

«MC» — очистить память.

«+/-» — преобразовать положительное число в отрицательное и наоборот.

«AC» — общий сброс (вместе с памятью).

«C» — простой сброс (без памяти).

«Xy» — возвести в степень (например, 10 ^ 4 = 10000).

Расшифровка кнопок левого блока (слева направо):

«sin» — синус угла.

«asin» — арксинус угла.

«π» — число Пи.

«cos» — косинус угла.

«acos» — арккосинус угла.

«e» — число Эйлера (основание натурального логарифма).

«tg» — тангенс угла.

«atg» — арктангенс угла.

«ctg» — котангенс угла.

«actg» — арккотангенс угла.

«x2» — возвести число в квадрат.

«log2x» — двоичный логарифм.

«10x» — возвести число 10 в степень, находящуюся на экране.

«logyx» — логарифм по основанию «y».

«1/x» — разделить число 1 на текущее число.

Перевод десятичной дроби в градусах в градусы, минуты, секунды

Для этой цели применяем кнопку $stackrel{to D.MS D}{fbox{DEG}}$. Эта функция не зависит от режимов deg, rad и grad.

Чтобы перевести десятичную дробь $A$ (быть может, отрицательную) в градусы, минуты, секунды (Degrees, Minutes, Seconds), вводим
$$
A {fbox{2ndF}} stackrel{to D.MS D}{fbox{DEG}}.
$$
При этом цифры до точки будут обозначать градусы, первая пара цифр после точки — минуты, вторая пара цифр после точки — секунды, третья пара цифр — сотые доли секунды. Обратите внимание на символ
$$
to D.MS.
$$

Для перевода меры угла, выраженной в градусах, минутах, секундах в десятичную дробь используем
$$
A stackrel{to D.MS D}{fbox{DEG}},
$$
где во введённом числе $A$ цифры перед точки интерпретируются как градусы, вторая пара цифр после точки — минуты, третья пара цифр после точки — секунды, остальные цифры — десятые, сотые, тысячные и т.д. доли секунды.

Для вычисления значений гиперболических косинуса, синуса и тангенса используем
$$
stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} stackrel{{rm sin}^{-1}}{fbox{sin}},
$$
$$
stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} stackrel{{rm cos}^{-1}}{fbox{cos}},
$$
$$
stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} stackrel{{rm tan}^{-1}}{fbox{tan}}.
$$
Для функций, обратных гиперболическому синусу, косинусу и тангенсу, используем
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} stackrel{{rm sin}^{-1}}{fbox{sin}} или stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} {fbox{2ndF}} stackrel{{rm sin}^{-1}}{fbox{sin}},
$$
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} stackrel{{rm cos}^{-1}}{fbox{cos}} или stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} {fbox{2ndF}} stackrel{{rm cos}^{-1}}{fbox{cos}},
$$
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} stackrel{{rm tan}^{-1}}{fbox{tan}} или stackrel{{rm arc hyp}}{fbox{hyp}} {fbox{2ndF}} stackrel{{rm tan}^{-1}}{fbox{tan}}.
$$
Отметим, что все перечисленные в этом пункте функции не зависят от режимов deg, rad и grad.

В нашем случае разделителем целой и дробной частей числа является точка, а не запятая.

Например, если нужно округлять все результаты, и вводимые значения до третьего знака после точки, то используйте
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{ {rm TAB} }{ fbox{ F $leftrightarrow$ E} } fbox{3}.
$$
Для того, чтобы отменить этот режим, используйте
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{ {rm TAB} }{ fbox{ F $leftrightarrow$ E} } fbox{9}
$$
или
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{ {rm TAB} }{ fbox{ F $leftrightarrow$ E} } stackrel{{rm RND}}{fbox{$bullet$}}.
$$

Если результат вычисления не умещается в десяти разрядах, то он выводится в экспоненциальной форме.

Выведенный результат можно преобразовать в экспоненциальную форму и обратно, нажимая
$$
stackrel{ {rm TAB} }{ fbox{ F $leftrightarrow$ E} }.
$$

Чтобы ввести число в экспоненциальной форме, вводим сначала мантиссу, затем нажимаем
$stackrel{ pi A}{ fbox{ EXP }}$, и, наконец, вводим порядок.

Для работы с комплексными числами нам потребуется переключить калькулятор в режим cplx (complex numbers):
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{{rm CPLX}}{fbox{ $blacktriangleright$ }}.
$$
В режиме cplx доступны четыре арифметические операции $fbox{+}$, $fbox{—}$, $fbox{$times$}$, $fbox{$div$}$, а также вычисление полярного представления комплексного числа, и обратное действие — вычисление действительной и мнимой частей комплексного числа по радиусу и полярному углу.

Чтобы ввести комплексное число $A+Bi$, вводим действительную часть $A$, жмём
$stackrel{to r theta}{fbox{a}}$, затем мнимую часть $B$, и жмём $stackrel{to xy}{fbox{b}}$.

Чтобы увидеть действительную часть результата вычисления, нажимаем $stackrel{to r theta}{fbox{a}}$ (в первую очередь выводится именно она).
Чтобы увидеть мнимую часть результата вычисления, нажимаем $stackrel{to xy}{fbox{b}}$.

Предположим, что мы уже ввели действительную и мнимую части числа $A+Bi$ или получили их в качестве результата какого-нибудь вычисления. Чтобы увидеть представление этого комплексного числа в полярной системе координат, используем комбинацию
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{to r theta}{fbox{a}}.
$$
Чтобы увидеть длину радиус-вектора $r$, нажимаем $stackrel{to r theta}{fbox{a}}$ (в первую очередь выводится именно он). Отметим, что $r$ — это модуль данного комплексного числа:
$$
r=sqrt{A^2+B^2}.
$$
$$
A+iB=r(cos{theta}+i sin{theta}).
$$
Чтобы увидеть величину полярного угла $theta$, нажимаем $stackrel{to xy}{fbox{b}}$.
Величина $theta$ будет выражена в градусах, радианах или градах, в зависимости от того, какой режим выставлен: deg, rad или grad.

Пусть мы знаем модуль (длину радиус-вектора) $r$ и аргумент (величину полярного угла) $theta$ некоторого комплексного числа, и хотим найти действительную и мнимую составляющие этого числа. Поступаем следующим образом.
Вводим длину радиус-вектора $r$, жмём
$stackrel{to r theta}{fbox{a}}$, затем величину полярного угла $B$, жмём $stackrel{to xy}{fbox{b}}$, и, наконец,
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{to xy}{fbox{b}}.
$$
Здесь так же единицы измерения угла зависят от режимов deg, rad и grad.

Функции ${fbox{2ndF}} stackrel{to r theta}{fbox{a}}$ и ${fbox{2ndF}} stackrel{to xy}{fbox{b}}$ доступны не только в режиме cplx. И точно так же их можно использовать для преобразования координат на плоскости вне режима cplx.

Кстати, функция кнопки $ stackrel{{rm CPLX}}{fbox{ $blacktriangleright$ }} $ — удаление последней введённой цифры.

Чтобы работать со статистическими функциями, нужно включить режим stat:
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{{rm STAT}}{fbox{ON/C}}.
$$
На дисплее появится соответствующий знак. Все дальнейшие действия выполнимы лишь в режиме stat.

При работе в режиме stat используются три регистра. Мы обозначим эти регистры через $n$, $Sigma x$ и $Sigma x^2$.

После включения режима stat в каждом из регистров $n$, $Sigma x$ и $Sigma x^2$ хранится нулевое значение.

Если теперь набрать какое-либо число и нажать клавишу $stackrel{{rm DATA CD}}{fbox{M+}}$, то произойдёт следующее:

  • Значение в регистре $n$ будет увеличено на $1$;
  • Значение в регистре $Sigma x$ будет увеличено на число, отображаемое на дисплее;
  • Значение в регистре $Sigma x^2$ будет увеличено на квадрат числа, отображаемого на дисплее;
  • Значение в регистре $n$ будет выведено на дисплей.

Таким образом происходит накопление статистических данных.

Чтобы увидеть содержимое регистра $n$, нажмите
$$
stackrel{n Sigma x}{fbox{)}}.
$$

Чтобы увидеть содержимое регистра $Sigma x$, нажмите
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{n Sigma x}{fbox{)}}.
$$

Чтобы увидеть содержимое регистра $Sigma x^2$, нажмите
$$
{fbox{2ndF}} stackrel{overline{x} Sigma x^2}{fbox{${rm X}to{rm M}$}}.
$$

Если набрать какое-либо число и набрать последовательность ${fbox{2ndF}} stackrel{{rm DATA CD}}{fbox{M+}}$, то произойдёт следующее:

  • Значение в регистре $n$ будет уменьшено на $1$;
  • Значение в регистре $Sigma x$ будет уменьшено на число, отображаемое на дисплее;
  • Значение в регистре $Sigma x^2$ будет уменьшено на квадрат числа, отображаемого на дисплее;
  • Значение в регистре $n$ будет выведено на дисплей.

Так можно откорректировать введённые данные.

Предположим, что мы ввели $n$ (не путать с нашим условным названием регистра) чисел $x_1, …, x_n$. Тогда у нас есть следующие исходные данные:

  • Количество введённых чисел $n$ (в регистре $n$);
  • Значение
    $$
    sum_{i=1}^{n} x_i
    $$
    в регистре $Sigma x$;
  • Значение
    $$
    sum_{i=1}^{n} x_i^2
    $$
    в регистре $Sigma x^2$.

Именно эти три величины используются статистическими функциями калькулятора.

Далее мы будем использовать символы $n$, $Sigma x$ и $Sigma x^2$ для обозначения значений в соответсвующих регистрах.

Дополнительные кнопки

  • ± — позволяет сменить текущее положительное число на отрицательное или наоборот (очень полезно в качестве модуля отрицательного числа, нет необходимости вводить полученную разницу без минуса).
  • . – разделитель разрядов (десятичный разделитель).
  • C / AC – сокращение от англ. «Clean» — «очистить» (AC – «All Clean» — «очистить все»), стирает все введенные ранее данные, в том числе и из памяти.
  • CE – сокращение от англ. «Clean Entry» — «очистить запись», нажатие на эту кнопку очищает только текущее поле ввода (все, что было в памяти, сохраняется).
  • Если кнопка C совмещена с CE (C/CE), то для очистки ввода необходимо нажать 1 раз на указанную клавишу, а для полной очистки – 2 раза.
  • Если на устройстве клавиши ON, C, CE и AC разнесены отдельно, то кнопка C сбрасывает только последнее выражение, CE – очищает дисплей, включая последний операнд, а AC – очищает все данные.
  • Sqrt — означает квадратный корень.

Кнопки памяти на калькуляторе выносятся отдельным блоком и требуют определенных последовательностей работы с ними.

  • MS – от англ. «Memory Save» («Сохранить в памяти») – нажатие записывает текущее значение на дисплее в буфер памяти для последующего использования.
  • MC – от англ. «Memory Clean» («Очистить память») – удаляет все данные в памяти (обнуляет).
  • MR — от англ. «Memory Read» («Прочитать память») – отображает текущее содержимое буфера.
  • M- — вычитает значение в буфере из текущего значения на дисплее и сохраняет в буфер памяти, итоговое значение можно увидеть только после нажатия MR.
  • M+ — аналогично M-, только значение прибавляется и сохраняет обратно в буфер.

В качестве примера.

  1. Если написать на дисплее число 555 и нажать MS (или M+, что равноценно при нулевом/исходном состоянии буфера памяти, так как текущее значение прибавится к нулю в буфере и сохранится как 555), затем CE, то значение на дисплее обнулится, но в памяти сохранится 555.
  2. Узнать это можно, выведя буфер клавишей MR. Отобразится 555. Нажав M-, мы вычтем из текущего значения буфер (555) и запишем его вместо старого значения (555-555=0). На дисплее ничего не изменится. Узнать новое значение памяти можно, нажав снова MR – отобразится 0.
  3. Вторая ячейка памяти будет обозначаться «MII» (не на всех моделях калькуляторов).

Что означают кнопки бухгалтерского калькулятора

Бухгалтерские калькуляторы

Бухгалтерские модели устройств имеют дополнительные функции, такие как GT, MU, EX (не путать с EXP), TAX и другие (быстрый ввод нулей «00», «000», округление до заданного знака и в требуемую сторону, и т.п.). Ниже рассмотрим наиболее популярные клавиши.

  • GT («Grand Total» — «общая сумма») позволяет суммировать результаты всех произведенных вычислений с момента обнуления («CA»).

То есть после трех следующих вычислений:
2*3=6 (нажатие CE)
5-3=2 (нажатие CE)
5/2=2,5

Нажатие GT отобразит результат 10,5 (6+2+2,5). Повторное нажатие GT обнулит регистр суммы.

  • MU (от англ. «Mark Up» — «наценка») – позволяет рассчитать надбавки в зависимости от исходных задач.

Нагляднее всего операции с кнопкой MU демонстрируют равнозначные математические формулы ниже:
X+Y (MU) = 100 * (X+Y)/Y
X-Y (MU) = 100 * (X-Y)/Y
X*Y (MU) = X * (1 + Y/100)
X/Y (MU) = X / (1 — Y/100)

  • EX – функция замены введенных операторов местами, очень полезна при ошибках ввода.

Например:
9 / 10 = 0,9
А если ввод был перепутан:
10/9 EX = 0,9

  • TAX+ и TAX— помогают работать с налогами (чаще всего у бухгалтеров это НДС), они работают вкупе с кнопкой SET, устанавливающей требуемую ставку.

Таким образом, первым делом устанавливается ставка (кнопкой SET), например, в 20%, и далее производятся вычисления с использованием TAX:
400 «TAX+» = 480 (при ставке 20%),
400 «TAX-» = 320.

Очень полезными будут функции округления, которые часто реализуются специальными переключателями.

  • Стрелка вверх – в этом положении калькулятор принудительно будет округлять все получаемые результаты в сторону увеличения (при любом знаке после заданного разряда больше нуля).
  • Стрелка вниз – в этом положении устройство будет действовать аналогично, но округлять в меньшую сторону.
  • «4/5» — это не простая дробь, как может показаться. В этом положении счетное устройство будет работать в соответствии с логикой рациональных вычислений (при следующем знаке после требуемого разряда меньшем 5 округление производится в сторону уменьшения, а при 5 и более – в сторону увеличения).
  • Флажок со шкалой «0,1,2,3,4,5» позволяет быстро задать разряд округления после целого числа (0 – до целых, 1 – до десятичных и т.д.).

Кнопки инженерного калькулятрора

Что означают кнопки инженерного калькулятора

Инженерные калькуляторы могут быть весьма сложными в обиходе ввиду того, что позволяют реализовывать множество стандартных функций высшей математики и поддерживают ввод сложносоставных выражений.

На некоторых моделях можно составлять полноценные программы (в сети даже есть видео с запуском 3D игр на таких устройствах).

Описание стандартных возможностей в оригинальных инструкциях занимает несколько десятков страниц.

Лучше всего значение кнопок на инженерном калькуляторе уточнять именно в официальной инструкции или на сайте производителя.

Почему? Очень часто функции требуют соблюдения определенного синтаксиса, а большинство тригонометрических функций может работать только с заданными единицами измерения углов (одни работают только с градусами, одни только с радианами, есть универсальные модели и т.п.).

Во всем остальном обозначения и логика расчета полностью совпадают с требованиями высшей математики. То есть достаточно знать, как пишется функция и для чего она нужна, и тогда результат и процесс вычисления станет понятен («tg», «ctg», «sin», «cos», «acos», «actg», «atg», «logyx» и др.).

Единственная рекомендация – ставьте больше скобок, чтобы правильно распределить приоритеты в порядке действий по вычислениям. И тогда результат не станет для вас неожиданностью.

Рассмотрение примера

Давайте вышесказанное проиллюстрируем на простом примере, который приводится в следующей галерее. Выполняемые действия описываются в подписях к рисункам.

Вводим число 50 и складываем его с…

Конечно, калькулятор — это прекрасное изобретение, упрощающее и ускоряющее выполнение различных работ. Но не стоит, имея его в наличии, отказываться от возможности проводить расчёты в уме. Ведь это помогает не только поддерживать мозг в тонусе, но и развивать мышление в целом.

Вроде всё просто, а Вам как кажется?
Какие у Вас возникали трудности при работе с калькуляторами?
Делитесь своими заметками и мнениями в комментариях…

Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх.
Считайте в уме!

Кнопки калькулятора

В списке ниже указаны все клавиши калькулятора и выполняемые ими операции.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 77 282 раза.

Переключатели

На некоторых моделях калькуляторов прямо под дисплеем слева и справа вы увидите два рычажка. Они регулируют процесс округления.

Рычаг слева позволяет регулировать процесс округления. Если поставить рычаг в положение стрелки вверх, то округление будет происходить в большую сторону. Положение «5/4» — это округление по математическим правилам. Если отбрасываемое число меньше 5, то и округление будет в меньшую сторону. Если равно или большие 5, то в большую. Положение стрелки вниз — это всегда округление в меньшую сторону.

Рычаг справа регулирует количество цифр после запятой. Например, у вас получается число 56,7849. Но вас интересует округление только до двух знаков до запятой. Если вы поставите рычажок в положение «2», то на экране это число будет выглядеть так: 56, 78. На линейке рычага помимо цифр вы еще увидите две буквы: A и F. F — это режим «плавающей» запятой, когда не задано, до скольки знаков нужно производить округление. А — это автоматический режим. В этом режиме калькулятор автоматически отделяет запятой две последние вводимые цифры.

Это лишь основные кнопки и функции, которые встречаются в большинстве калькуляторов. На инженерных калькуляторах функций куда больше, но оставим это за рамками нашего разговора. Надеемся, что теперь вы разобрались во всех кнопках вашего калькулятора и будете им пользоваться более эффективно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: